Цитата:
Капітан пише:
Сьогодні на кіноекрани виходить "Тарас Бульба"
Тарас Бульба
Год: 2009
Страна: Россия
Выпущено: Централ Партнершип
Жанр: шсторический, Драма, Война
Режисер: Владимир Бортко
В ролях: Богдан Ступка /Тарас Бульба, шгорь Петренко /Андрий – младший сын Тараса Бульбы, Владимир Вдовиченков /Остап – старший сын Тараса Бульбы, Магда Мельцаж /Панночка, Владимир шльин /Куренной, Юрий Беляев, Михаил Боярский /Козак Мосий Шило, Ада Роговцева, Борис Хмельницкий, Даниэль Ольбрыхский /Красневский
По мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой.
В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрий полюбил польскую аристократку и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю.
Продолжительность: 02:07:40
На случай, если кто прогуливал школу. К «необыкновенному явлению русской силы» – полковнику Тарасу Бульбе – приезжают сыновья-семинаристы.
После беглого обмена тумаками (да он славно бьется, так, чтоб даже и не пробовать!) Бульба объясняет детям, что их латинцы – дурни (так как не знают, есть ли на свете горилка), громит полочку с горшками и решает везти сыновей в Запорожскую Сечь, где им будет настоящая наука.
В Сечи Бульба получает пренеприятное известие: кошевой обещал турецкому султану мир. Ловко устроив перевыборы, Бульба предвкушает добрую гульбу (тренируясь пока на местных жидах).
Но тут сама судьба подбрасывает запорожцам золотую возможность: по данным разведки поляки запрягают в таратайки православных христиан.
Все идут бить ляхов. Младший сын Бульбы (который еще дома подозрительно много рассуждал о римском праве) переходит на вражескую сторону из-за смешливой панночки – разочарованный папа стреляет в него из ружья.
Старшего вешают на крюк. Самого Бульбу сжигают, но он успевает прокричать товарищам, чтобы те возвращались сюда будущей весной, да вновь хорошенько погуляли.
Новый фильм Владимира Бортко – не хорош и не плох, он – так себе. Для постановщика «Собачьего сердца» - это характеристика унизительная. Для экранизатора «Мастера и Маргариты» - предсказуемая.
Второй раз подряд Бортко берется за адаптацию книги, в которой важен именно дух и отчего-то снова ограничивается буквой и декорациями.
Петренко и Вдовиченков стараются (в меру сил и возможностей), польская актриса Магдалена Мельцаж добирает за счет идеального устройства сисек, Ступка дает какую-никакую искру, порой, опасно балансируя на грани самопародии, Боярский – что ж, только ленивый не написал до сих пор про то, каких усилий ему, кажется, стоит избегать реплик «щенок» и «каналья».
В пресс-релизах говорится о каких-то специально обученных голливудских людях, ставивших батальные сцены, но обольщаться не стоит: самое теплое, что можно тут сказать - они не оскорбляют глаз.
«Бульба» пресноват для того, чтобы стать крупнобюджетным трэшем (вроде «Богдана Зиновия Хмельницкого» или «Молитвы о гетмане Мазепе»). Больше всего он похож на крепкую поделку, сделанную для ТВ, в двух словах – видели хуже.
Он в меру неуклюжий, в меру несуразный и в меру смешной (afisha.ru, к примеру, так и пишет «эксцентрическая комедия») – совсем как мужчина в поповских подрясниках.
ш все же вокруг него непременно будет полемика. Будут ожесточенные споры и взаимные претензии. Патриоты почувствуют себя оскорбленными. Может статься, патриоты даже сядут писать письмо в Москву или все по обыкновению кончится парой локальных еврейских погромов.
Кто-то наверняка произнесет слово «госзаказ». «Моменты узнавания» и острых политических прозрений были уже в зале – на сцене, где казаки затевают выборы куренного прямо на поле брани, зрители перешептывались особо активно.
А еще там, где жадина-кошевой идет на верную смерть, будучи не в силах расстаться с богатыми трофеями. Запорожские казаки показаны здесь тупым, кровожадным, вечно пьяным, плешиво-чубатым неграмотным быдлом. Они – как бы это помягче сказать, - сказочные долбоебы.
Что есть, то есть и, в общем-то, чувства патриотов понятны. Есть только одна проблема: именно так все было у Гоголя, это фильм – одна из самых аккуратных экранизаций, которые мне приходилось видеть.
При всей своей очевидной любви к малороссийской родине, при всех этих «как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» и «как полно сладострастия и неги малороссийское лето!», Гоголь всегда питал к соотечественникам беспристрастный этнографический интерес.
Они восхищали и пугали его – как восхищают и пугают естествоиспытателя хищные представители диковинной фауны. Он благоразумно предпочитал держаться от них подальше.
Одно дело рассказывать о «широкой, разгульной замашке русской природы» петербуржским пижонам, совсем другое – жить от нее на расстоянии удара.
При всем гоголевском мастерстве, его герои – все эти Бульбы, Цыбули и Козолупы – не живее мультяшек про казаков на олимпийских играх. Будучи анекдотическими фольклорными фигурами, они вызывают умиление. Но, обретая на экране плоть, делаются неприятны и даже страшны – если уж пенять Бортко, так только на то, что он был с Гоголем достаточно бережен.
Так что, патриоту придется быть осторожным и взвешенным. Потому как, если предъявлять претензии Бортко, придется разбираться и с Гоголем, а он наше все.
Впрочем, мы отвлеклись от собственно фильма. Собственно фильм – так себе.
Андрей Зимоглядов
Ось, що придумали написати про фільм
Більше фото із фільму "Тарас Бульба"